ПОБЕДИТЕЛЬ президентского гранта 2019
ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧАСТИИ В КОНКУРСЕ
Фонда президентских грантов
Ассоциация профессиональных психологов и психотерапевтов принимает участие в
конкурсе фонда президентс
ких грантов
"ПРАКТИКА: развитие нарративной коммуникации в паллиативной помощи"
Коротко о проекте
1
Роль коммуникативных компетенций и навыков специалистов паллиативной помощи детям в современной профессиональной практике трудно переоценить, ведь от качества построения диалога (доверие, поддержка, информирование, готовность оказать конкретную помощь, а также принять мультидисциплинароное решение) зависит качество жизни неизлечимо болеющего ребенка и его семьи.
2
Представленный проект «ПРАКТИКА: развитие нарративной коммуникации в паллиативной помощи» как раз ставит перед собой важную миссию - разработать и апробировать комплекс коммуникативных методик для специалистов паллиативной помощи детям. Реализация проекта позволит повысить качество оказания паллиативной помощи детям, за счет создания целостного, поэтапного комплекса коммуникативных технологий, разработанных для взаимодействия со всеми участниками процесса (ребенок и его семья, специалисты, общество).
3
Разработка и реализация проекта позволит распространить комплекс коммуникативных методик для специалистов ППД – не только в крупных городах, но и в самых отделённых регионах страны (включая детские дома-интернаты, выездные и стационарные паллиативные службы, а также НКО), тем самым обогатив практику специалистов паллиативной помощи новейшими технологиями психологической помощи и поддержки, отвечающими международным стандартам при минимальных затратах.
Цель проекта
Содействие развитию качественного оказания паллиативной помощи детям посредством разработки и апробации комплекса коммуникативных методик для специалистов паллиативной помощи детям.

Создание и внедрение в практику специалистов паллиативной помощи современного коммуникативного инструмента, позволяющего в условиях удаленности от региональных центров и при минимальных затратах оказать качественную помощь.
Представленный проект «ПРАКТИКА: развитие нарративной коммуникации в паллиативной помощи» является уникальной разработкой, аналогов которому по универсальности применения на данный момент в России не существует. Одним из ценных преимуществ проекта является то, что для внедрения комплекса коммуникативных методик не требуется специальная подготовка, благодаря чему к нему могут обращаться как психологи, так и врачи, социальные работники, сиделки и др. специалисты, а также сами родители ребенка, нуждающегося в паллиативной помощи, и другие оказывающие уход. Таким образом, реализация проекта решает проблему доступности помощи в удаленной местности, где ресурсы команд паллиативной помощи ограничены и командам не достает специалистов для решения коммуникативных задач. Более того, разработка и последующая апробация проекта «ПРАКТИКА: развитие нарративной коммуникации в паллиативной помощи" решает одновременно множество психологических задач, связанных с преодолением кризисных состояний в семье с ребёнком, нуждающимся в паллиативной помощи, ведением трудных разговоров, поддержкой в принятии решений, корректировкой состояния – и вместе с тем выполняет коммуникативную задачу фасилитации и регуляции общения специалиста с семьей, на что на сегодняшний день сотрудники паллиативной помощи имеют особый запрос, особенно в регионах с недостаточно развитой инфраструктурой развития паллиативной помощи детям.

»
Коротко об опыте участия в
предыдущем конкурсе
В 2019 году проект Ассоциации «Пространство диалога: развитие коммуникативных навыков междисциплинарных специалистов паллиативной помощи детям» стал победителем конкурса президентских грантов в номинации «Социальное обслуживание».
О проекте
Победитель президентского гранта 2020
Спецификой опыта развития паллиативной помощи (ПП) детям в России является отсутствие длительной истории становления данного вида помощи в стране, а также необходимого количества научных и практических исследований.

Основное следствие – дефицит подготовленных кадров, что существенно влияет на качество оказания ПП, а также сужает возможности распространения достоверной информации среди населения и порождает ложные убеждения и мифы в отношении ПП детям. Очевидно, что знания и навыки, полученные в период обучения в вузе по общему профилю, явно недостаточны для оказания качественной ПП детям и их семьям.
Как правило, специалистам приходится добирать знания «на ходу» и доучиваться уже на рабочем месте, что резко снижает качество их профессиональной деятельности. Следовательно реализация проекта «Пространство диалога: развитие коммуникативных навыков междисциплинарных специалистов паллиативной помощи детям», позволит провести комплексную подготовку специалистов разных областей в короткие сроки и повысить качество оказания ПП детям в целом.

В рамках проекта в трех регионах – Ростовская область, Архангельская область, а также республика Удмуртия, будут проведены блоки очных и дистанционных обучающих мероприятий. Реализация проекта позволит укрепить развитие института ПП детям и их семьям, который в свою очередь, является отражением уровня социальной толерантности и нравственности, а также культуры отношения к человеку вне зависимости от сохранности физических, интеллектуальных и иных ресурсов.
Цель проекта
Содействие развитию качественного оказания паллиативной помощи детям и семьям посредством разработки, апробации и дальнейшего тиражирования программы "Пространство диалога: развитие коммуникативных навыков междисциплинарных специалистов паллиативной помощи".
В общей сложности мы провели 63 вебинара для 314 специалистов из 5 регионов России
Представляем краткий информационный отчет о реализации проекта
Профессиональный состав участников
45,2% - психолого-социальная помощь
34,3% - медицинская помощь
17,1% - волонтеры и НКО
3,4 - другие специалисты
Возрастной состав участников
25-35 лет - 22,3%
36-45 лет - 42,5%
46-60 лет - 31,4%
61,70 лет - 3,8%
Актуальность проекта для специалистов
87,2% - крайне актуален
11,9% - частично актуален
0,9 % - не актуален
География реализации
г. Ростов и Ростовская область, г. Архангельск и Архангельская область, г. Ижевск и республика Удмуртия,
г. Брянск и Брянская область, г. Саратов и Саратовская область
Брошюра "Пространство диалога"
Мы не ставили для себя цели научных открытий или прямого руководства к действию. Также у нас не стояло задачи высказать авторитетное, экспертное мнение. Скорее, мы хотели поделиться опытом размышления о том, какую роль играют эффективные и неэффективные коммуникации внутри команды паллиативной помощи, какие цели преследуют и какие смыслы воплощают.

За основу нами был взят формат рабочего пособия, который, мы надеемся, позволит специалистам не только расширить свое представление о паллиативной помощи и поддержке, но и послужит развитию навыков эффективных коммуникаций между специалистами, семьей, ребёнком и обществом.
Авторы: Гильфантинова Динара, Ускова Зоя
ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ БРОШЮРЫ
Команда проекта
  • Гильфантинова Динара
    Психолог, председатель Ассоциации, руководитель психологического центра "Единство", эксперт факультета психологии высшей школы "Среда обучения", эксперт благотворительного фонда "Детский паллиатив".
  • Ускова
    Зоя
    Психолог, куратор социальных проектов в Ассоциации профессиональных психологов и психотерапевтов
  • Охотникова Маргарита
    Координатор проекта
  • Иванов
    Михаил
    Психолог, в течение трех лет работал с детьми, находящимися на длительном лечении в НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева, Российской детской клинической больницы, Морозовской ДГКБ. Возглавлял Службу психолого-педагогического сопровождения проекта "УчимЗнаем"
Отчет
Здесь представлены видео и фото материалы о реализации проекта, а также отзывы участников и благодарственные письма
Партнеры проекта
Проект реализуется с использованием гранта, предоставленного Фондом президентских грантов