«К несчастью, подавленные эмоции не умирают. Их заставили замолчать. И они изнутри продолжают влиять на человека». З.Фрейд.
«Если ты будешь отбирать игрушки, с тобой никто не будет дружить!». «На обиженных воду возят». «Разве можно грубить взрослым?». Знакомо? Так социум учит детей не быть в ладах со своими чувствами. Особенно сложно приходится тем, чьи матери не могли контейнировать чувства ребенка, например, гнев. Та же мама может строго ставить запреты, вызывающие недовольство у ребенка. Но ребёнок так любит маму и боится потерять ее любовь, что показать свою злость, свой протест на установленные правила не смеет. Он привыкает свою злость не выражать, а вытеснять.
В будущем, как и всякому человеку, ему непременно придётся столкнуться с эпизодами, которые будут вызывать гнев. Только там, где другие могут сказать жесткое «нет», он растеряется и согласится на чужие условия. Ему вероятно сложно будет отстоять себя и свои границы.
Приближающуюся вспышку гнева он не сможет распознать как аффект. Тогда в ответ на критику начальства, жалобы партнера человек может почувствовать, как его голова наливается тяжестью, или живот распирает, или сводит зубы. В этих случаях гнев, привычно вытесняемый, ощущается не как аффект, а как телесное ощущение.
Другой вариант: человек не чувствует, как в нем нарастает аффект гнева, но вместо этого его начинает мучать тревога, что вот-вот может взорваться газ - и он по десять раз перепроверяет, выключил ли плиту и утюг. Не ощущая гнев внутри себя, человек перемещает его наружу, переживая за то, что это не он сам, а что-то другое непременно должно лопнуть, накалиться, взорваться, дать трещину!
Что делать? Исследовать, каковы были ранние отношения, которые вынудили обращаться с чувствами именно таким образом. Развивать способность проживать чувства психически, а не телесно (боль) или через поведение (навязчивые мысли и действия). То, что когда-то было вытеснено, можно вернуть в сознание. Этим и занимается психоанализ, меняя жизнь к лучшему.