Все проблемы родом из детства. Эта фраза понятна всем, кто склонен хотя бы к толике рефлексии. Но сколь раннее детство можно брать в расчёт? Вы можете быть удивлены, но часть родителей считают, что до того момента, пока ребёнок «ещё ничего не понимает», не так важно, что с ним происходит. Разберёмся на примере?
Представим младенца: он ещё не умеет координировать свои движения и говорить, все, что ему доступно - это крик. Достаточно внимательная мать обычно способна отличить, плачет ли её ребёнок от голода, от боли, или потому что пора сменить подгузник или просто взять на руки.
Это означает, что на разный крик младенец получит разный материнский отклик. Мать предложит покормить, если ей кажется, что ребенок голоден, она споёт песню, если ей кажется, что младенец нуждается в успокоении, она переоденет, покачает - в зависимости от того, что услышит в крике. Ведь младенческий крик, в конце концов, - это попытка установить контакт.
Ответ матери должен учитывать потребности ребенка. Это учит младенца распознавать собственные нужды и желания, что ложится в основу формирования его психики.
Бывает так, что мать на любой крик отвечает одинаково - предлагая грудь (бутылочку) или пустышку. Младенцу в буквальном смысле затыкают рот и способность мыслить о себе. Такой ребёнок усваивает, что каждый его запрос означает «я голоден», и, вырастая, человек имеет тенденцию на любой внутренний - физический или психический - дискомфорт думать лишь о том, что он хочет есть.
Бывает, что ответ матери и вовсе не адекватен. Если на свой яростный крик младенец получит в ответ тоже ярость, это может его совершенно удручить и опустошить. Если же мать говорит «о, похоже, ты сейчас очень сердишься», то младенец обретает понимание того, что с ним происходит. Именно это понимание и приведёт его к тому, что количество своей ярости он сможет перевести в качество, символизируя свои аффекты, а не уничтожая ими себя и других.