Вся наша жизнь пронизана влечениями, заставляющими нас совершать те или иные действия в попытке их удовлетворить.
Так, например, происходит с младенцем, который начинает кричать, будучи голодным. Не в силах добыть еду самостоятельно, он призывает своим криком мать. У некоторых молодых матерей есть ошибочное представление о том, что все желания ребёнка должны быть немедленно (!) удовлетворены, а любой его плач - тут же остановлен.
На самом же деле ребёнку жизненно необходимо сталкиваться с фрустрацией - с тем, что не все его влечения получают немедленную разрядку и удовлетворение. Именно в тот момент, когда влечение не может быть сразу удовлетворено, и зарождается примитивная психическая работа.
Когда нечто действительно важное не может быть реализовано вовне, оно неизбежно заставляет нас искать психический (внутренний) способ с этим справиться.
Уже имея опыт заботы и удовлетворения своих желаний, в отсутствие объекта (матери) младенец становится способным к припоминанию, к реактивации мнестических следов об этом опыте удовлетворения. Он становится способен помыслить о том, что есть нечто или некто, кто может помочь ему удовлетворить голод. Так в сознании младенца впервые начинает вырисовываться образ матери, пока ещё не такой целостный, но это уже большое начало.
Другими словами, именно отсутствие объекта вызывает во внутренней жизни ребёнка потребность создать внутренний образ (репрезентацию) этого объекта, чтобы иметь возможность обратиться к нему в любой момент.
Но важно понимать, что отсутствие объекта в этом возрасте не может быть длительным. Психика ребёнка только начинает формирование репрезентаций, для того, чтобы они стали устойчивыми, потребуется ещё немало времени.